Меню Рубрики

Дефис в неопределенных местоимениях урок в 5 классе

Урок по русскому языку для 5 класса “Дефис в неопределённых местоимениях”

Данный урок является вторым по теме “Мнстоимение”.Направлен на актуализацию знаний о местоимении, расширение понятия ” разряды местоимений”, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработку умения правильно писать неопределенные местоимения.

Просмотр содержимого документа
«дефис в местоимених»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урок: «Дефис в неопределенных местоимениях».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.

знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока

Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.

Мотивация к учебной деятельности

Все ль внимательно глядят?

УЧИТЕЛЬ: Вспомните тему прошлого урока (местоимения как часть речи). С помощью сигнальных карточек проверим ваши знания о местоимениях. На слайде будет появляться утверждение ( предложение). Ваша задача – согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что в утверждение правильно, поднимаете__________карточку, если неправильное-_________________карточку.

1. Местоимение – служебная часть речи.

2. Местоимение обозначает предметы и признаки.

3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.

4. Все личные местоимения имеют род.

5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.

6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.

7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.

8. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.

УЧИТЕЛЬ: прочитайте загадку и ответьте на вопросы (СЛАЙД) Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой задачи.

НА СЛАЙДЕ: узнать о _______________________неопределённых местоимений.

Научиться _______________писать неопределённые местоимения.

Работа со слайдом. СДЕЛАТЬ ВЫВОД ВАМ ПОМОЖЕТ карточка.

ПЕРЕД РЕБЯТАМИ ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся слитно.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся через дефис.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.

УЧИТЕЛЬ: Но сегодня на уроке мы уделим внимание орфограмме «Дефис в неопределённых местоимениях».

СЛАЙД. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель: Мы с вами недавно работали со сказками А.С. Пушкина, когда изучали спряжение глаголов. Сегодня мы опять обратимся к творчеству великого русского писателя. Из примеров необходимо выписать неопределённое местоимение и рассказать о правописании.

Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто(?)то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

………………………….. тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как(?)нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед,
Где(?)нибудь её да встретил
Или след её заметил”.

УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?

Где(?)то есть
Ель в лесу, под елью белка;

— Где(?)то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…

Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.

УЧИТЕЛЬ: Из какой сказки взяты эти строки?

УЧИТЕЛЬ: Как пишутся местоимения с предлогами? Проведём лингвофизминутку. Если слитно – приседания, через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.СЛАЙД

Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогами

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

3. Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то ?

Просмотр содержимого презентации
«дефис в местоимених»

Определяем проблему урока

(Не)кто шёл по дороге и нашёл (не)что.

Часть найденного он отдал кому(то),

Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний?

Правописание неопределённых местоимений.

Цель урока : узнать о ____________неопределённых местоимений; научиться ________________писать неопределённые местоимения.

На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы можете дать ответ?

Какие есть неопределённые местоимения-существительные? Почему так называются?

В чём их особенность (как образуются,

как изменяются)? Как они пишутся?

Проверьте себя, прочитав текст в рамке учебника перед рубрикой «Решаем проблему, открываем новые знания».

Почему неопределённые местоимения записаны в три столбика?

Установите закономерность и сформулируйте условия слитного, раздельного и дефисного написания .

дефис поставить не забудь.

Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто(?)то терем прибирал Да хозяев поджидал.

………………… .. тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так, бога ради, Помири нас как(?)нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед, Где(?)нибудь её да встретил Или след её заметил”.

Где(?)то есть Ель в лесу, под елью белка;

— Где(?)то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой…

Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.

через дефис – наклоны вправо-влево,

Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради.

  • Местоимения, указывающие на неопределенное лицо или предмет, называются неопределенными.
  • Местоимения некто, нечто изменяются по родам, числам и падежам.
  • Неопределенные местоимения-существительные, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, пишутся через дефис.
  • Местоимения, указывающие на неопределённое лицо или предмет, называются неопределёнными.
  • Местоимения ( не)кто, (не)что пишутся раздельно
  • Неопределённые местоимения, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов то, -либо, -нибудь , пишутся через дефис.

Источник статьи: http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_diefis_v_nieopriedielionnykh_miestoimien_1

Урок русского языка для 5 класса «Неопределённые местоимения»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: 4429013152

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/material.html?mid=4429


Adblock
detector