Меню Рубрики

Урок 6 класс вопросительно относительные местоимения

Урок русского языка для 6 класса на тему: “Вопросительно-относительные местоимения”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая, интеграция с историей г. Улан-Удэ

Цели урока:
Обучающая цель :
• сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи;
• выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
• расширить лексический запас учащихся;
• отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая цель : развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель : вызвать интерес к урокам русского языка, воспитание любви к родному городу.

Планируемые результаты:
Предметные результаты:

– знать понятие вопросительно – относительные местоимения, об их основных морфологических и синтаксических особенностях;

-уметь отличать относительные местоимения от вопросительных;

-уметь правильно употреблять вопросительно-относительные местоимения в речи;

– формировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

– выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– слушать и понимать речь других;

– формирование и аргументация своего мнения и позиции;

– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Вид урока : комбинированный

Оборудование: презентация, технологическая карта для учащихся, сигнальные карточки

Народ, не знающий или забывший свое
прошлое, не имеет будущего!
Платон

I. Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

– Что надо сделать, чтобы улучшить настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? (Надо улыбнуться).

– Ребята, какие предложения я вам задала? (Вопросительные).

– Какие слова помогли мне задать вопрос? (Вопросительные местоимения).

– Ребята, назовите, какие вопросительные местоимения знаете? (Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?)

– Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете данное выражение?

2. Сегодня мы обратимся к страницам истории нашего родного города. (слайд)

– Сравните предложения и ответьте на вопрос: Какую роль играют выделенные слова? (Учащиеся работают на листах- технологических картах учащегося)

Кто основал Удинский острог?

Ребята выяснили, кто основал Удинский острог.

Какое название было у нашего города при основании?

Мы поинтересовались, какое название было у нашего города при основании.

Сколько лет городу Улан-Удэ?

Дети узнали, сколько лет городу Улан-Удэ.

– Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные слова. Какова их роль?

-Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными они являются? -Прочитайте эти предложения, опустив в них выделенные местоимения. Сохранилась ли при этом связь между частями сложного предложения? Почему убрать нельзя? Какой вывод можно сделать? Для чего нужны выделенные слова во второй графе? Эти местоимения будут называться относительными.

– А теперь, ребята, сформулируйте тему урока. (Учащиеся формулируют тему)

– Какова же, по-вашему, будет цель нашего урока? (Отличать относительные местоимения от вопросительных; правильно употреблять эти местоимения в речи).

– А теперь, ребята, поработаем в паре . Составьте в виде схемы полученные сведения. (Распределите в виде схемы эти местоимения на вопросительные и относительные). Учащиеся работают в технологических картах.

Для выражения вопроса. Для связи простых

Какие достопримечательности Школьники знают, какие

есть в нашем городе? достопримечательности

– Такая схема получилась у вас? (сверяем с готовой схемой на слайде)

– Какой вывод мы можем сделать? Учащиеся делают вывод.

ВЫВОД: Вопросительные местоимения могут быть и относительными. Что, кто, какой, чей, который, сколько, каков являются относительными, если они употребляются для связи простых предложений в составе сложных. Поэтому эти местоимения называются вопросительно-относительными.

-Как изменяются вопросительно-относительные предложения? (слайд)

какой, который, чей –по родам, числам и падежам

Сверьте схему и теоретический материал, совпадает ли он с вашими выводами.

  1. Устная работа над распознаванием местоимений, с использованием сигнальных карточек:

Кто стучится в дверь ко мне? Я не знаю, кто стучится в дверь ко мне. Чего тебе надобно, старче? Я поинтересовался, чего он хочет. Сколько тебе лет? Трудно решить, сколько ему лет.

  1. Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания. (После выполнения в графе оценивание ставим баллы)
  1. Сколько театров в нашем городе? (5)
  2. Именами каких писателей названы улицы нашего города? (Добролюбова, Толстого, Шукшина, Х.Намсараева, Пушкина, Рылеева, Крылова).
  3. Кому из писателей поставлен памятник недалеко в нашем городе? (Пушкину, Чехову) (3 балла)

Слова для справок: мне известно, мы знаем, расскажите. После выполнения проговариваем парно предложения с нужной интонацией.

В Верхнеудинске в 1797 году была открыта первая школа, которая именовалась Малым народным училищем. В 1803 году в школе обучалось только 18 мальчиков, которые были детьми купцов, богатых мещан и казаков.

Училище содержалось на средства города. Преподавались четыре основных предмета: арифметика, начала отечественной истории и географии, рисование и Закон Божий – что требовало от учеников большого усердия и старания.

Школа располагалась в небольшом деревянном здании с пристройками. К середине 18-го века в Верхнеудинске работало 3 школы.

– Обозначьте орфограммы в выделенном предложении?

– Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

– Какие местоимения есть в этом тексте? Определите разряд.

– Придумайте и запишите 3 предложения к тексту с использованием вопросительных местоимений?

  1. Исправьте ошибки в образовании форм глаголов и местоимений и напишите, внося необходимые исправления. Работа в паре.

Кто из русских писателей побывали в столице Бурятии? Чего ты читаешь? Не знаю, чего мне делать сейчас?

  1. – Почему были допущены ошибки?

Домашнее задание. По учебнику рассмотреть таблицу склонения местоимений чей, сколько . Подобрать 5 пословиц с относительными местоимениями и записать их.

До 3 баллов – тебе надо постараться! – «3»

Технологическая карта учащегося (фи)________________________________________________

1. Сравните предложения и ответьте на вопрос, какую роль играют выделенные слова? (На слайде)

2. А теперь сформулируйте тему урока.

3. Какова, по-вашему, будет цель нашего урока? Сформулируйте.

4. Составьте в виде схемы полученные сведения. (Распределите в виде схемы эти местоимения на вопросительные и относительные). Устно сделать вывод.

В Верхнеудинске в 1797 была открыта первая школа, которая именовалась Малым народным училищем. Количество учеников было невелико. В 1803 году в ней обучалось только 18 мальчиков, которые были детьми купцов, богатых мещан и казаков.

Училище содержалось на средства города. Преподавались четыре основных предмета: арифметика, начала отечественной истории и географии, рисование и Закон Божий.

Школа располагалась в небольшом деревянном здании с пристройками. К середине 18-го века в Верхнеудинске работало 3 школы.

– Обозначьте орфограммы в выделенном предложении (6 баллов)

– Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания. (2 балла)

– Какие местоимения есть в этом тексте?( 3 балла)

– Придумайте 3 предложения к тексту с использованием вопросительных местоимений?(3 балла) (Итого =12 баллов)

2. Переделайте предложения так, чтобы вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Используйте слова для справок. Расставьте знаки препинания.

1.Сколько театров в нашем городе?

2.Именами каких писателей названы улицы нашего города?

3. Кому из писателей поставлен памятник в нашем городе? (3 балла)

Слова для справок: мне известно, мы знаем, расскажите.

  1. Задание на доске (работаем в паре)

Итог урока: Что нового мы узнали?

Цель урока :__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/21/urok-russkogo-yazyka-dlya-6-klassa-na-temu-voprositelno

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме “Вопросительные и относительные местоимения”, построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме

«Вопросительные и относительные местоимения»

(УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч./Под науч. рук. Н.М.Шанского. (Комплект с электронным приложением.) – М., 2015)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с вопросительными и относительными местоимениями; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

предметные: анализируют и различают вопросительные и относительные местоимения, конструируют предложения с относительно-вопросительными местоимениями; правильно образовывать и употреблять отдельные формы вопросительных и относительных местоимений (чей, сколько) в речи; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разного вида чтениями, приемами работы с книгой; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц;

метапредметные: познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию, проявляют способность к преобразованию (схема, кластер), сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

надо уважать за их полезную работу,

за их деловой подход к речи.

1 шаг. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/03/08/urok-russkogo-yazyka-6-klass-voprositelnye-i-otnositelnye

Урок русского языка в 6 классе по теме “Вопросительно – относительные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

«Вопросительные и относительные местоимения»

1 шаг. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.Раскройте скобки, объясните правописание слов.

2.На какие две группы можно разделить данные слова?

3.Можно ли по данной записи догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке. (Подсказка: соедините первые буквы слов)

2 шаг. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (Индивидуальная работа: письменно зафиксировать свое затруднение)

Цель данной работы для учащихся: зафиксировать место затруднения в пробном действии.

1. Местоимение – часть речи, которая:

1) обозначает предмет, признак, количество;

2) указывает на предмет, но не называет его;

3) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

4) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

2. Какое местоимение является личным?

3.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа?

4.Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной в предложении Что же ты сидишь без огня?

1) вопросительное местоимение;

5.Какие местоимения служат для связи простых предложений в сложном предложении?

3 шаг. Выявление места и причины затруднения. (Индивидуальная работа: проговаривание своего затруднения)

1.Какие знания вы применили, выполняя тестовую работу?

2.Почему перестали действовать? Над чем задумались?

3.Где возникло затруднение? (Место затруднения)

4.Почему оно возникло? (Причина затруднения)

4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения (план решения выхода из затруднения). (Групповая работа)

1.Давайте составим план построения нового знания. («Мои действия»)

Как мы будем «открывать» новое знание?

2.Какую цель ставите для себя сегодня на уроке?

– Правильно употреблять в речи…

5 шаг. Реализация построенного проекта. Построение и фиксация нового знания. (Групповая работа)

Работа по слайду или по записи на доске.

1).Мы с вами продолжаем разговор о разрядах местоимений. С какими разрядами мы уже знакомы?

Даны две колонки слов. Прочитайте! Что общего? Есть ли разница? Давайте проведем наблюдение.

Что общего в местоимениях первого столбика?

Как вы думаете, как будет называться разряд этих местоимений?

Сформулируйте тему урока и определите его цель.

1.Вопросительные местоимения служат для выражения___________ (вопроса).

2.Вопросительные местоимения употребляются__________________ (в вопросительных предложениях).

3.Какое «новое знание» появилось?

4.А почему запись первого столбика ступенчатая?

2).Грамматическая минутка. Продолжите предложения.

1.В каком году родилась Татьяна Валерьевна? Я не знаю, в каком

2. Какого года рождения Татьяна Валерьевна? Я не знаю, какого

3. Каковы планы на завтра у Татьяны Валерьевны? Я не знаю, каковы

4. Что делает сейчас наш учитель математики Татьяна Петровна? Я не знаю, что

Что общего в подчеркнутых словах?

Можете ли определить разряд подчеркнутых местоимений?

Чем похожи по структуре первые предложения (с точки зрения грамматической основы)?

Что объединяет вторые предложения с точки зрения грамматической основы?

Есть ли знак вопроса в конце этих предложений?

Каким членом предложения будут подчеркнутые слова в предложениях?

Сделаем второй вывод: подчеркнутые слова во вторых предложениях – это относительные местоимения. (Продолжаем составлять таблицу и строить кластер).

– Продолжите тему урока и поставьте дальнейшую цель.

– Как вы думаете, какой будет проблема урока? (Как отличить относительное местоимение от вопросительного?)

– Можем ли мы уже сейчас ответить на этот вопрос?

Сформулируем общий вывод: вопросительные местоимения всегда произносятся с вопросительной интонацией; относительные местоимения часто употребляются для связи простых предложений в составе сложного.

– Что нового для себя узнали?

3).Итак, мы познакомились с двумя новыми разрядами местоимений: знаем их названия и какие местоимения к ним относятся. О чем еще нужно говорить при изучении любой части речи? (О морфологических признаках)

4).Проведем мини-исследование. (Работа в группах)

Сверьте свои выводы с выводами учебника.

5).Проведем наблюдение. (Работа в парах)

Работа по таблицам учебника:

– Склонение местоимения чей?

– Склонение местоимения сколько.

1.Что появляется в слове при склонении местоимения чей? К какой орфограмме мы отнесем данное слово? (Орфограмма №6 «Разделительные Ъ и Ь»)

2.Чему удивились при склонении слова сколько? (На какой части слова стоит ударение во всех падежных формах?)

4 задание. Какие вопросительные местоимения должны стоять на местах пропуска?

__________ место вы заняли? (Которое? Какое?)

__________ час? (Который? Какой?)

В ____________ часу вам позвонить? (котором? каком?)

В ____________ году вы родились? (котором? каком?)

___________ сейчас времени?

___________ сегодня число?

___________ тебе позвонить?

5 задание. Сравните предложения: определите разряд выделенных местоимений.

Кому нужна голова без плечей? – подумала бедная Алиса. (Л.Кэролл)

Ты должен знать, кому принадлежит это страшное имя. (Е.Пермяк)

Кто вы? – спросил маленький принц. (Антуан де Сент-Экзюпери)

У тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Да у тебя ума больше, чем у меня в закромах гороху. (Е.Пермяк)

Проговариваем свои ответы.

7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Индивидуальная работа)

Задание: определите разряд выделенных местоимений.

– Том, не нравится мне, что мы копаем в таком месте, где есть мертвецы.

3._ Послушай, Том, а ты знаешь, какой нынче день?

– А мне даже хотелось бы, чтобы это был сон. Право, хотелось бы, Гек!

У подножья стены… свернулась желтая змейка, из тех, чей укус убивает в полминуты. (Антуан де Сент-Экзюпери)

5.- А сколько же здесь этих комнат? (А.Толстой)

Я уже не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. (А.Толстой)

6.К своему огорчению, он обнаружил, что часы показывают разное время. И узнать, который час, по ним было невозможно. (А.Толстой)

Самопроверка работы по образцу.

Сделаем вывод о том, как отличить вопросительные местоимения от относительных.

8 шаг. Включение в систему знаний и повторение. (Возврат к пробному заданию, ко 2-ому шагу урока)

9 шаг. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

И нтерес – Было ли мне интересно/неинтересно?

Т ворчество – Какую творческую работу я выполнял/выполняла?

О бучение – Чему я научился/научилась на этом уроке?

Г лавное – Главное, что я понял сегодня? Какую цель ставил себе на уроке? Достиг ли цели?

1.знать теоретический материал параграфа 79;

а) выполнить любое упражнение параграфа 79;

б) составить тест из 5 заданий на знание теории параграфа 79;

в) составить тест из заданий по теме «Вопросительные и относительные местоимения», используя упражнения параграфа 79;

г) составить диалог на теме «Что я узнал о местоимениях?», используя новый и ранее изученный материал;

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-voprositelno-otnositelnie-mestoimeniya-3550530.html


Adblock
detector